Музыка – как резерв развития управленца

                                             «МУЗЫКА КАК РЕЗЕРВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЦА»
                                              (журнал «Управление компанией» янв. 2009 г.)

    В древних Афинах хореги дважды в год организовывали дионисии – мероприятия, обязательные для всех свободных граждан. Архонты выбирали три лучшие трагедии и комедии. Хочешь не хочешь, а с восхода до заката каждый свободный человек был обязан смотреть спектакли, а то и участвовать в них. Хореги тогда справлялись со своими функциями лучше, чем наше телевидение: спектакли умело внушали ценности, актуальные для полиса в тот момент. Кроме того, они заставляли каждого зрителя переживать катарсис, проходить своеобразный «обряд очищения». Опера в современном мире выполняет те же функции. Но специалисты утверждают: музыка вообще и опера как вершина музыкального искусства – еще и ресурс для развития управленческих навыков. Неожиданно?



МУЗЫКАЛЬНАЯ НАУКА

    Ученые, распевающие хором «И тает лед, и сердце тает», – вовсе не плод воображения режиссера Александрова. Многие научные городки России, например Дубна и Долгопрудный, а также большинство физфаков и мехматов славились своими хорами. Причем пели в них лучшие. И неизвестно, что здесь первично: то ли к музыке тянулись наиболее умные студенты, то ли на их успехи так влияла «магия семи нот». Многие бизнес-корпорации гордятся своими музыкальными сотрудниками, выпускают диски с их творениями. А некоторые авторитетные компании, среди которых Microsoft и ряд крупных банков, предпочитают при прочих равных брать на работу сотрудников с музыкальным образованием. Такие люди имеют большую широту взгляда, более толерантны, для них «ансамбль» и «команда» – это воплощение понятия синергии в практике. Наша соотечественница, доктор искусствоведения, психолог, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных Дина Кирнарская, автор книги «Музыкальные способности», ведет в Гарварде спецсеминар по музыке для управленцев. Ведет не ради забавы бизнесменов, а для их личностного развития. Кирнарская в своем курсе наглядно показывает, что умение слушать оперу – это конкурентное преимущество руководителя.

Похоже, что обращение бизнеса к резервам, которые дает музыка, – это тренд. В чем же его истоки?



ЛЕВОЕ - ПРАВОЕ

    В 1981 году Роджеру Сперри была вручена Нобелевская премия – так получила официальное признание теория о том, что правое и левое полушария мозга человека имеют разные функциональные специализации. Левое отвечает за ритм и составление осмысленных последовательностей знаков и элементов. Правое – за возникающие в голове варианты решений и идей, за креативность, а также за эмоции. Как показывают клиническая практика и исследования, когда у человека повреждено правое полушарие, у него пропадают интуиция, воображение, креативность, музыкальные способности и чувство ритма. Он не может придумать ничего нового, работает по заученным моделям. Поскольку музыкальные способности «лежат» в том же правом полушарии, то, развивая их, мы одновременно развиваем и изобретательность, и интуицию.
    Однако, если правое полушарие не «уравновешено» левым, человеку, пусть даже и очень креативному, сложно принять верное решение. Психологи утверждают, что у людей, занимающихся музыкой, полушария гармонизированы, их асимметрия сведена к минимуму. А значит, они не только придумывают интересные идеи, но и безошибочно выбирают из них наиболее удачные. Если приводить исторические ассоциации, то человек с гармонизированными полушариями объединяет «в одном флаконе» расчетливого бизнесмена Алексеева и гениального режиссера Станиславского. Кстати, любопытные факты: во-первых, МХАТ был театром, приносящим прибыль; во-вторых, актерский путь Станиславского начался именно с уроков оперного пения; в-третьих, в последние годы жизни именно опера больше всего занимала его как режиссера.
    Опера – тренинговый процесс для соединения всех фаз мышления. Человек, умеющий воспринимать многоголосие оркестра и хора, следить за каждой линией сюжета, постигать мощный визуальный ряд, активизирует все мозговые клетки. Я неоднократно слышала от участников своих семинаров по оперному искусству, что, обратив после спектакля «прочищенный», гармонизированный взгляд на свое дело, они начинали видеть больше решений и оптимальную возможность выбора из них.


ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИК

    Учеными также доказано, что при занятиях музыкой повышается общая энергетика человека. В книге Дины Кирнарской приводится любопытный факт: при исследовании 25 тысяч американских школьников было отмечено, что дети, учившиеся музыке, чаще показывают в математических тестах высшие баллы, чем остальные. Казалось бы, за музыку отвечает правое полушарие, за математику – левое! Но за счет гармонизации и энергетической «подкачки» правого полушария мозг музыкально образованных детей работал эффективнее.
    Опыты лаборатории Петра Горяева в Академии наук с составом водной клетки показывают, что соединение высокого звучания голосов и оркестра в опере обусловливает эффект реабилитации клетки. Это означает, что, слушая оперу, мы насыщаемся позитивными вибрациями. Кстати, оптимизм и креативность поющих академиков прекрасно объясняются гипотезой нейрогенеза, изложенной в книге Джонатана Голдмена «Целительные звуки»: «Птицы, умеющие издавать два тона одновременно, обладают способностью восстанавливать объем нервных клеток, увеличивать способности мозга, отвечающие за пение».


КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

    Кроме развития умения безошибочно и в короткие сроки принимать верные решения, музыка влияет и на другие способности, важные для руководителя. Австралийские ученые Луиз Бартстворт и Глен Смит утверждают, что «воспитываемая музыкой привычка слушать другого и понимать его делает людей мягче и терпимее. При этом их волевые качества нисколько не страдают». И вообще замечено, что у тех, кто занимается музыкой, слушает большую оперу, повышается общая культура. А ведь это тот контекст, в котором потом возникает культура корпоративная.
    В некоторых западных корпорациях за полгода бронируются абонементы в «Ла Скала» для всех сотрудников. Это, конечно, недешево, но ощущение совместного переживания, когда 100 человек, сидящих в партере, не сговариваясь, смахивают слезу в трагический момент, того стоит. Это тот самый катарсис, которого добивались древние греки. И поверьте, такое объединение гораздо более ценно, чем корпоративная пьянка на Новый год.


ЧТО ДЕЛАТЬ?

    Вы убедились, что музыка вам как управленцу просто необходима, но что же делать, если заботливая мама не всунула вам в детстве скрипку в руки и не заставила играть гаммы? Не печальтесь – начать никогда не поздно. Есть три способа усовершенствовать свои управленческие навыки с помощью музыки:

1. Не победа, а участие.
    Петь и играть. Конечно, спеть арию Ленского со сцены пустят не каждого из нас – для этого все же надо иметь выдающиеся способности. Но можно же петь и дома, с друзьями, в тех же хорах и корпоративных ансамблях. Можно начать брать уроки музыки, осваивать игру на музыкальных инструментах.

2. Встреча с великим.
    Мировой тренд возвращения к опере как ресурсу для развития постепенно приходит в Россию. Я вижу это по интересу, который проявляют бизнесмены к моим курсам. С этого года мы с дирижером из Эквадора, преподавателем консерватории Фредди Каденой планируем проводить в Москве вечера «музыкального ликбеза». Камерный состав оркестра Кадены будет играть фрагменты великих произведений, которые затем будут комментироваться.
    Начав изучать оперу, надо настроиться на серьезную и длительную работу. Даже лекция о том, как подобрать сигару к вину, длится три часа, уж не говорю про уроки укладывания парашюта. А ведь обучение восприятию оперы – это процесс развития очень специфических умений. Не стоит сразу обращаться к сложным произведениям – для начала неплохо освоить десять величайших опер мира. На своих семинарах я показываю бизнесменам, например, четыре или даже восемь версий одной оперы, мы разбираем различия постановок, смотрим, как музыка влияет на режиссерский замысел, чем отличаются трактовки.

3. Наблюдение за великими.
    Опера – яркая метафора процесса организации. Постановка в «Ла Скала» создается за шесть недель. Всего за полтора месяца режиссер из мировых звезд делает команду! Это ли не проджект-менеджмент?! Не зря гуру управления Питер Дракер считал, что «работа президента компании: сводится к исполнению роли постановщика оперы – самой сложной из известных мне профессий. У вас есть звезды, которыми вы не можете командовать; у вас есть актеры второго плана и оркестр; у вас есть люди, работающие за сценой; у вас есть аудитория. И все эти группы очень разные. Но перед постановщиком лежит партитура, и такая же есть у каждого в команде. В бизнесе тоже важно убеждаться в том, что все разрозненные группы объединяются, чтобы произвести желаемый результат».

    Помните хрестоматийную историю про уборщицу в ЦУП, которая на вопрос, что она тут делает, отвечала: «Мы корабли космические запускаем!»? Оперное искусство являет пример такой же включенности в общее дело, такого же единения. Все, от дирижера до оркестранта, который в финале исполняет партию на треугольнике, уверены, что делают что-то великое. И это зависит от умения режиссера – творца, а не управленца – правильно построить работу со всем коллективом, от звезд до техников сцены.


Статья Валерии Устиновой опубликована в журнале «Управление компанией» № 12 за 2008
Источник: Мир диалога. Центр ресурсов коммуникации

                                                                                                 Влияние искусства на физиологию ребенка
                                                                                                 Музыка и интеллект
                                                                                                 Музыка лечит
                                                                                                 10 причин отдать ребёнка в музыкальную школу
                                                                                                 Зачем учить ребёнка рисовать
                                                                                                 Выбираем инструмент для ребенка