Как не нужно играть на фортепиано

вернуться

                                                                                    Как научиться писать музыкальные диктанты

                                                                                    Вредные советы юному пианисту

                                                                                    Жизненные правила для музыкантов

 

  

                                              КАК НЕ НУЖНО ИГРАТЬ НА ФОРТЕПИАНО
                                                        (источник: http://rimkor.edu.ru)
 
1f

  Мы продолжаем серию публикаций в рубрике «Полезные и вредные советы». Однако все знают, как скучны бывают нравоучения! Поэтому редакция решила обратиться к преподавателям фортепианного отдела за вредными советами.
Надеясь, что вы их с интересом прочтете – и… сделаете наоборот!
  Увы,  педагоги не особенно вредничали (не умея преодолеть врожденные добродетели) и старались сделать акцент всё-таки на  полезных рекомендациях. Ну, а мы уповаем на то, что читателям будет всяко небезынтересно...
 
 

 

Играть нужно ушами!


Любовь Павловна Криштоп – один из самых опытных педагогов школы. Ее советы оказались краткими. Кроме главного (вынесенного в заголовок раздела), было ещё лишь два принципиальных замечания: «Рояль – не ударный инструмент!» и «Педаль – не насос, нажимать её тоже следует ушами!».
 
Отдадим должное юмору педагога и заметим, что все три пожелания исключительно важны – увы, нередко игра на фортепиано действительно уподобляется хорошо исполненной дрессуре…
Любовь Павловна также обратила наше внимание на несколько любимых ею афоризмов:

Очевидно, что внимание педагога направлено не только на собственно нотные знаки, но и на всё музыкальной пространство, включающее и глубину, и ширину, то есть протяженность во времени – в том числе на осмысленность пауз, придающих внятность и членораздельность музыкальной речи.
 
Тише едешь – глубже будешь!
 
Ирина Алексеевна Сивакова, прежде чем выразить определенно свою мысль, отвлекла нас, казалось бы, от вредных советов совсем в другую сторону. Однако если вы прочтете её интересную историческую справку – поймете, что речь идет далеко не о количестве децибелов на одну клавишу! Итак, мнение И. А. Сиваковой:
 
Старинная русская пословица «тише едешь – дальше будешь» в наше время нуждается если не в переводе, то в разъяснении, так как слово «тише» уже не употребляется в значении «медленнее».
Но вспомните хотя бы Пушкина: «Я отпустил циновку и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды» («Капитанская дочка»). Так же и в русском музыкальном обиходе – нотах, фортепианных методиках и школах – вплоть до конца XIX века слово «тихо» широко применялось как указание на скорость движения. П. И. Чайковский в «Детском альбоме», давая темповые обозначения на русском языке, использует слово «тихо», помечая им три пьесы: «Утреннюю молитву», «Неаполитанскую песенку» и «Шарманщика». Эту связь динамического, темпового и аффективного значений нельзя найти в немецком и английском языках, но в итальянском (главном языке музыкальных терминов) она есть. Об этом подробно говорит Н. Корыхалова в книге «Музыкально-исполнительские термины» (СПб, Композитор, 2003):
 
Piano по-итальянски означает не только «тихо» (негромко), но и «медленно». Равным образом forte – не только «громко», но и «быстро». Эта связь ощущалась музыкантами вплоть до первой половины XIX века. В своей «Полной теоретической и практической фортепианной школе» Карл Черни раскрыл характер каждого из динамических оттенков:

Уловили мысль?
Она состоит в следующем: не играйте тихо, не играйте громко, а играйте артистично, поэтично, нежно, возвышенно, трепетно, завороженно, мирно, приветливо, созерцательно, сладостно, пугливо, покорно, надломленно, исповедально!
 
    2f
 
Или: энергично, торжественно, радостно, страстно, экзальтированно, мятежно, яростно, безудержно, дерзко, кичливо, чопорно, с бравадой, с достоинством, жизнерадостно  и т.д.
Около 370 оттенков эмоциональных состояний, переживаемых человеком, стоят за скромными динамическими обозначениями «тихо» и «громко», именно о них композиторы и рассказывают нам на языке музыки (см. также об этом в книге В. Ражникова «Резервы музыкальной педагогики», М., 1980).
 
Нельзя!!!
 
Евгения Васильевна Лозовская – педагог с большим стажем. Она постаралась точно и без экивоков ответить на поставленный редакцией вопрос – чего нельзя делать за фортепиано?

Нежные советы
 
Даниил Львович Дворцов сосредоточился, вопреки нашему заказу, все-таки на полезных рекомендациях. Он считает, что:

 
Не бойтесь трудностей!
 
И, наконец, краткое, но полезное резюме от заведующего фортепианным отделом школы Ирины Артемьевны Касабовой.

 

       f4


      © С. Привалов, Л. Криштоп, Е. Лозовская, Д. Дворцов, И. Касабова. 2006
      Источник: http://rimkor.edu.ru

                                                                    

                                                                                    Как научиться писать музыкальные диктанты

                                                                                    Вредные советы юному пианисту

                                                                                    Жизненные правила для музыкантов

 

вернуться